понедельник, 7 декабря 2015 г.

НИКИТА МИХАЛКОВ О РИМЕ.



...В Риме поражает невероятная, физически воспринимаемая связь времен. Это ощущение того, что ты идешь по тем же самым мостовым, по которым ходили римские императоры, на которые проливалась кровь давно исчезнувших людей. Испытываешь какое-то благоговение...Впечатления от Рима будто повернули меня к прошлому, позволили представить себе, как по камням Кремля, Спасо-Сторожевского или Ипатьевского монастыря ходили наши предки.







В Риме чувствуешь абсолютную раскованность при общении с людьми, даже если не понимаешь, о чем они говорят. В этом отличие Италии, например, от Франции. Если ты никак не говоришь по-итальянски, но пытаешься сказать два слова, тебе обязательно сделают комплимент, спросят, где ты учил язык. 

А во Франции, если ты говоришь с ошибками, тебе это сразу дадут понять, по крайней мере выражением лица: «Что-что? Как вы сказали?». Это сковывает человека, и он начинает комплексовать. Итальянские эмоции в большей степени рассчитаны на внешнюю оценку. Я не видел в Риме ни одной драки. Люди могут ссориться, кричать, держать друг друга за грудки, обещать немедленно зарезать... Но я никогда не видел, чтобы один человек ударил другого по лицу. Меня это поразило. «Держите меня, я его сейчас убью!» – а дальше выясняется, что ничего не случится, даже если не держать. 

В Италии довольно легко относятся к сказанному другими. Обещание позвонить ничего не значит, так же, как и приглашение. Это интересное качество западного мира. Здесь улыбка человека ничего не стоит и ничего не значит. Люди, идущие навстречу друг другу и улыбающиеся, – вещь совершенно естественная, что многих наших соотечественников вводит в заблуждение. А ведь за этим нет ничего, кроме воспитания и привычки.


Любимые места в Риме... Что такое любимое место? Это место, которое ты не замечаешь, но к которому тебя тянет. Как у Бунина: я для тебя как воздух, без которого ты не можешь, но его не замечаешь. Я люблю ресторанчик «Анголетто» на пьяцца Ронданини, где я жил, пока ставил спектакль в Театро ди Рома, люблю все, связанное с Пантеоном, пьяцца Ротонда... Равнодушен к аристократическому району Париоли, хотя там удобно, престижно, потрясающие дома и квартиры. Очень люблю пьяцца Навона. Пьяцца Навона для меня— это поздний предрождественский вечер, с огромным количеством ларьков, где продают игрушки, хлопушки, подарки и елочные украшения. Сидишь там, запахнувшись в пальто, и пьешь «айриш кофе»...
(журнал «Geo», апрель 1998 г.)








Комментариев нет: